Наиболее высокие ставки на рынке установились к сентябрю на фитинговые платформы

На транспортном рынке фиксируют рост арендных ставок практически по всем видам подвижного состава с начала года. Особенно эта тенденция стала явной в летние месяцы и продолжилась в сентябре в сегменте фитинговых платформ. Среди факторов, которые привели к удорожанию, — повышение цен на сталь и увеличение объёмов перевозок, что спровоцировало скачок стоимости аренды. Аналитики прогнозируют, что рост продолжится, пока арендные ставки не вернутся к допандемийному уровню.

Самый заметный рост за 8 месяцев 2021 года показали арендные ставки на полувагоны («Гудок» подробно писал об этом в номере от 21 сентября 2021 года). В остальных сегментах рынка повышение стоимости аренды происходило плавно, но к сентябрю цены на специализированный подвижной состав и платформы также достигли максимальных за год значений. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), по состоянию на данный момент суточная арендная ставка на нефтебензиновые цистерны варьируется от 950 до 1150 рублей, на 40-футовые фитинговые платформы – от 1300 до 1450 рублей, на 80-футовые фитинговые платформы – от 1500 до 1750 рублей. Для сравнения, ставки на цистерны в январе были на уровне 875 руб, на фитинговые платформы — 1350 руб.

Арендные ставки подтолкнуло вверх повышение стоимости металлов, спровоцировавшее в свою очередь увеличения цен на запчасти для подвижного состава и отразившееся на стоимости услуг вагоноремонтных предприятий. Подорожание ремонта привело к локальному дефициту некоторых видов подвижного состава. Такая ситуация наблюдается, в частности, с нефтебензиновыми цистернами. 

По оценке компании RAILGO, на сети простаивает около 20 тыс. цистерн,  но они требуют ремонта, который собственники откладывали во время пандемии из-за отсутствия грузовой базы. Сезонный фактор увеличения перевозок нефти и нефтепродуктов осенью привёл к повышению спроса на цистерны, потребовался дополнительный объём парка, и рынок столкнулся с нехваткой специализированного подвижного состава. 

«Сегодня ставки аренды на нефтебензиновые цистерны высокие, — отметил председатель правления RAILGO Рахман Халилов, — Это связано, в первую очередь, с дефицитом вагонов на сети, а также существенным увеличением стоимости услуг вагоноремонтных предприятий из-за высокой стоимости металлов. Помимо этого, повышению рынка аренды способствовали увеличение объёма нефтепродуктов, а также выходы нефтеперерабатывающих заводов из ремонтов. В виду предстоящего окончания речной навигации мы не исключаем изменения ставок в дальнейшем».

Увеличение стоимости аренды на платформы также стало следствием роста спроса — в данном случае на контейнерные перевозки. 

«Повышение ставок коснулось вагонов-платформ как универсальных, так и фитинговых. При этом рост ставок по универсальным платформам связан с увеличением доли погрузки социально значимых грузов, по фитинговым платформам – с продолжающимся ростом контейнерных перевозок», — считает руководитель пресс-службы компании «РЖД-Логистика» Евгения Фисенко.

Наиболее высокие ставки на рынке установились к сентябрю на фитинговые платформы. Как отмечает главный специалист отдела маркетинговой аналитики Транспортной группы FESCO Владимир Тагасов, рост потребности связан с увеличением времени оборота вагонов на сети ОАО «РЖД», а оборот платформ растёт из-за проблем с движением и ростом простоев на сухопутных пограничных переходах. «Охлаждение темпов роста перевозок и нормализация глобальной логистики в 2022 году приведет к образованию определённого профицита платформ на сети. Поэтому среднегодовые ставки в следующем году несколько снизятся», — заявил Владимир Тагасов.

На другие типы подвижного состава ставки меняются не так заметно. 
«На крытые вагоны ставка на сегодняшний день остановилась в тех значениях, в которых она была и в прошлом году. На вагоны-зерновозы ставка не растёт. На цементовозы ставка немного выросла – до 1100 рублей, но существенного роста, который привёл бы к обновлению вагонного парка, тоже нет», – рассказал председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин.

Эксперты прогнозируют рынку дальнейший рост ставок на аренду подвижного состава, пока их значения не вернутся к «допандемийному» уровню. Например, в 2019 году аренда фитинговой платформы достигла 1950 рублей, а крытого вагона – 1500 рублей. «В этой связи, можно предположить, что восстановление ставок пока не закончилось и рост будет продолжаться до тех пор, пока её уровень не вернётся к значениям 2019 года, на этом он остановится, — прокомментировал «Гудку» доцент РУТ (МИИТ) Фарид Хусаинов, — Темп роста ставки будет отчасти сдерживаться увеличением количества вагонов, выведенных из отстоя и вовлекаемых в оборот, что наряду с производством новых вагонов будет поддерживать необходимый уровень профицита подвижного состава».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *